emdrone ([info]emdrone) wrote,

Еще про Черчиля (из других источников)

...про Черчиля и отравляющие газы (из других источников)...

Черчиль призывал к применению отравляющих газов с самолетов против "диких народов" (арабов, тогда в пределах Британской Империи) еще в 20е годы. Во время второй мировой, он рассматривал вопрос дважды: в 1940м в случае вторжения немцев, они должны были быть "залиты" газом на пляжах Англии; были отданы приказы об увеличении объема их производства.
Второй раз Черчиль призывал к их использованию в 1944 во время наступления союзников в Европе в надежде закончить войну на год быстрее:

===========================
Меморандум (Записка) Ч. от 6 июля 1944 года
10 Даунинг Стрит, Уайтхол

Генералу Исмэй для Совета Начальников Штабов [C.O.S., Chiefs of Staff Committee - перев.]

1. Я хочу, чтобы вы очень серьезно обдумали вопрос применения отравл.газа. Я бы не стал его использовать, если не будет показано, что (а) ситуация жизненно важна для нас или (б) что его применение сократит войну на год.
2. Абсурдно учитывать мораль, т.к. все использовали его в предыдущей войне и никто из церковных моралистов не жаловался. С другой стороны, в предыдущей войне бомбардировки незащищенных городов считались запретными. Теперь все это делают не раздумывая. Это просто вопрос изменчивости моды, как различия между длинными и короткими юбками.
3. Я хочу, чтобы были сделаны хладнокровные подсчеты полезности для нас применения отр. газа, под которым я в основном подразумеваю горчичный газ. Нам будет необходимо захватить бОльшую площадь в Нормандии, чтобы не оказаться запертыми на малом пространстве. Мы вероятно могли бы доставить 20 тонн против их 1, и ради этой одной они должны ввести свои бомбардировщики в район нашего [огневого? - перев.] превосходства, таким образом заплатив тяжелыми потерями.
4. Почему немцы его не использовали до сих пор? Разумеется, не из моральных соображений или любви к нам. Они не использовали газы потому что это им не выгодно. Самым большим искушением , которое мы им предоставили, были пляжи Нормандии. Они могли затопить нас газом, создав препятствие для войск.. То, что они об этом думали несомненно, и то, что они подготовились к нашему использованию газа тоже несомненно. Но единственной причиной неиспользования ими газа против нас в том, что они боятся ответа. Что плохо для них, хорошо для нас.
5. Хотя видно, насколько неприятно принимать газовые атаки, бесполезно возражать против того, что те же количества взрывчатых веществ [H.E.,high explosives - перев.] нанесут бОльшие потери и страдания войскам и населению. Ни в коем случае не стоит быть связанными глупыми расхожими представлениями, ни теми, что были приняты в прошлой войне, ни обратными, которые в силе сейчас.
6. Если бы бомбардировки Лондона станли серьезной помехой и большие ракеты упали бы на многие Правительственные и производственные центры, я был бы готов сделать _ВСЕ ЧТО УГОДНО_ [подчеркнуто Ч. - прим.перев.] что смертельно поразило бы врага. И полагаю, что мне пришлось бы попросить вас поддержать меня в вопросе об использовании отравл. газа. Мы могли бы затопить города Рура и многие другие города Германии таким образом, что население потребовало бы постоянного медицинского обслуживания. Мы могли бы остановить всю работу в местах запуска летающих бомб. Я не вижу, почему мы должны испытывать недостатки собственного джентльменского поведения, когда они имеют все преимущества подлеца. Иногда такое приемлемо, но не сейчас.
7. Я совершенно согласен, что может пройти несколько недель или даже месяцев прежде чем я попрошу вас затопить Германию отравл.газом, и, если мы это сделаем, мы должны сделать это на все 100%. Пока что я хочу, чтобы вопрос был хладнокровно изучен разумными людъми, а не той толпой распевающих псалмы пораженцев в униформах, с которыми то и дело приходится сталкиваться. Прошу, займитесь этим вопросом. Это большое дело, и отказаться от него можно толъко в силу больших причин. Я, разумеется, должен буду уломатъ Дядю Джо и Президента; однако вам не следует пока что принимать это в расчет. Просто постарайтесь понять, как дело выглядит само по себе.

Подпись: Уинстон Черчиль
6 июля 1944 года
==============================


Продолжение истории:

Британские генералы, предвидя катастрофу с точки зрения пропаганды, и не найдя военных преимуществ в применении газа на территории, где войскам союзников предстоит воевать, ответили (Ген. Исмэй): "В целом, мы не считаем, что начало нами химической или биологической войны оказало бы решающий эффект на результаты или продолжительность войны против Германии"

Черчиль был в ярости. 29 июля 1944 года он послал Ген. Исмаю краткую записку: "Меня абсолютно не убеждает негативный отчет. Очевидно, что я не смогу продвинуть вопрос, когда приходится иметь дело с военными и пасторами одновременно. Вопрос должен остаться в поле зрения и пересмотрен если дела пойдут хуже."




  • Post a new comment

    Error

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments

Anonymous

March 17 2004, 00:53:20 UTC 8 years ago

Не могли бы Вы привести библиографическую ссылку на источник приведенного текста? Заранее - спасибо...

[info]emdrone

March 17 2004, 01:35:55 UTC 8 years ago

Текст записки Черчиля Совету Начальников Штабов можно свободно найти на Интернете в нескольких местах.
Прогуглите (www.google.com) на
"GENERAL ISMAY FOR C.O.S. COMMITTEE" Winston Churchill + добавьте дату из документа и т.д.
(я делал перевод с локальной копии, и быстро найти оригинальный адрес не могу)

Этот постинг не имеет отношения к первым двум

[info]emdrone

March 17 2004, 01:40:26 UTC 8 years ago

Да, сомнений в подлинности текста нет - он слишком известен всем серьезным историкам (хотя вспоминать о таких вещах не слишком любят)

Anonymous

March 17 2004, 01:01:43 UTC 8 years ago

Трэд о Черчиле

http://www.livejournal.com/users/arbat/23954.html

Anonymous

April 10 2004, 03:32:45 UTC 8 years ago

>>>5. Хотя видно, насколько неприятно принимать газовые атаки, бесполезно возражать против того, что те же количества взрывчатых веществ [H.E.,high explosives - перев.] нанесут бОльшие потери и страдания войскам и населению.

Интересно отметить, что в оригинале фраза звучит так
Although one sees how unpleasant it is to receive poison gas attacks, from which nearly everyone recovers, it is useless to protest that an equal amount of H. E. will not inflict greater casualties and sufferings on troops and civilians.

Те перевод таков:
Хотя видно, насколько неприятно принимать газовые атаки, после которых практически каждый приходит в себя, бесполезно возражать против того, что те же количества взрывчатых веществ ...



[info]emdrone

April 10 2004, 12:10:21 UTC 8 years ago

Да, верно - я не знал, что такое "H.E.", пришлось делать поиск на Интернете, в результате я переписывал фразу несколько раз и кусок провалился.
Верно, Черчил говорит "газовые атаки, после которых практически все выздоравливают" (recover после болезни - выздороветь) - игнорируя в попытке пропихнуть свою идею опыт мучительных смертей и пожизненной инвалидности солдат первой мировой. Гитлер, как известно, побывал под газовой атакой, что сделало его на всю жизнь _идейным_ противником такого рода войн.
Спасибо за поправку. Надеюсь, единственная неточность в тексте.

[info]muchandr

June 16 2005, 02:50:55 UTC 6 years ago

По русски это обозначается идиотским термином "бризантное взрывчатое вещество" - вещества, способные к детонации, а не просто стремительному сгоранию.

[info]17ur

February 21 2005, 06:30:38 UTC 7 years ago

Нормально.

Не вижу ничего особенно преступного. Во всяком случае, сравнительно с Дрезденом. Единственное возражение против газовых атак - использования яда нерыцарственно. Однако в индустриальную эпоху, которая, собственно, и возникла в том числе и в результате отмены рыцарства, это возражение ничтожно.

[info]muchandr

June 16 2005, 02:47:08 UTC 6 years ago

Это же все было до того, как химическое оружие было релегировано в разряд "варварских". Поначалу считалось оружие, как любое другое. Атомное, ктати, аналогично.
Create an Account
Forgot your login or password?
Facebook Twitter More login options
English • Español • Deutsch • Русский…