?

Log in

No account? Create an account

Thu, Dec. 1st, 2005, 09:35 pm
Игры с правилами изменяющимися в интересах игроков

.
Сказанное здесь относится к ситуации, когда игроки (в законы, в экономику и т.д.) имеют возможность прямо во время розыгрыша менять в свою пользу правила, которую в предыдущем посте вводит идея игр-номиков
("Отчего гадит англичанка" http://www.livejournal.com/users/emdrone/147529.html )

Мы привыкли, в подражание естественным наукам, думать об экономике или сводах законов, управляющих обществом, как о чем-то постоянном, вроде законов физики.
Это старая идея, когда-то люди считали, что общества устроены по некоему сообщенному Богом порядку. В обществах (например, азиатских, европейских), имеющих долгую историю и периоды королевской власти, свод законов как бы формулировался вне и существовал над торговцами и рынками.
Главное отличие современной Америки (и в целом продаваемого в колонии "демократического устройства") в том, что в ней не оказалось благородных классов и сама суть механизма начиная с 1860х, победы в Гражданской войне, которая велась за централизацию власти, иная. Сразу после победы федерального центра, установился порядок согласно которому промышленники покупали политиков, а те, придя к власти, обеспечивали им федеральные контракты; деньги для оплаты схемы федеральных контрактов центр стал собирать через налоги от населения. При смене политических групп появлялись лишь другие лица, порядок оставался прежним.
Этот порядок, плутократия, сильно впрочем разросшись, существует до сих пор. Одна из главных его черт - прямое изменение устанавливаемых для бизнеса "правил игры" самими игроками в свою пользу через подкуп политиков-"законодателей", связь политиков исполнительной власти с коммерческими структурами и назначение во власть судебную "своих" продажных "арбитров"

Именно такое понимание отражается в придуманных для обучения студентов-юристов (т.е. по американской традиции людей с возможной карьерой во всех трёх "ветвях" власти) играх-номиках, хотя явно профессор концепцию не озвучивает.

Насколько кардинальна и насколько отлична концепция от по-прежнему продаваемой нам пропагандой идеи, что законы как бы вне и над игроками, и внутри них, ограничивающих монополии, предусматривающих банкротства и прочие рычажочки of "fair play" расцветают всевозможные саморегулирующиеся рынки а экономики выигрывают от "свободной торговли" ?

Формализовать такие ситуации довольно трудно (нотя надо подумать, возможно ли построить хотя бы простые модели). Приходится рассуждать аналогиями. Очевидны пожалуй две. Вот одна из них:

Шахматы называют игрой королей Впрочем, совсем не обязательно моделировать игры с изменением правил на шахматах.
Представьте розыгрыш в карточного дурака - или, лучше, в "вист", т.е. как в преферанс без первоначальной торговли - где голосованием прямо во время игры могут вводиться изменения ("в этой игре взятки отдаются"; следующий игрок через несколько ходов скажет "но четные взятки начиная с этой по-прежнему берутся старшими картами" и т.д.), и, если большинство изменение одобряет, считая, что оно им выгодно, игра тут же меняется. Добавим, что число голосов у играющего первоначально равно 1, далее (1 взятка - 1 голос), (2 взятки - 2 голоса) и т.д. - и это совсем станет походить на модель американского рынка: вначале было поровну, затем ты зависишь от поддержки других, в какой-то момент можно стать монополистом, объявляя правила, которые никто уже не оспорит и они принесут тебе все оставшиеся в розыгрыше очки. Играют, разумеется, только на деньги.

Вся арифметика колоды для расчетов и прикидок на месте, но Игра изменилась фундаментально.


Я не знаю формализаций подобных игр. К классическим их сведёт предположение "псевдостационарности": когда правила меняются много реже ходов самой игры, её можно рассматривать как набор эпизодов семейства родственных классических.
Однако и в этом случае число возможных вариантов значительно возрастает, и "законы" полученные в одной традиционной игре с единственным жёстким набором правил могут оказаться вообще говоря неприменимы.

Mon, Dec. 5th, 2005 06:21 am (UTC)
double_bind: От теории Логических типов Рассела к...

теории шизофрении Бейтсона

В предыдущем посте юзер kouzdra припомнил занятную игру времен моей молодости:

В мои школьные годы была популярна игра в МПС. Можно было задавать вопросы, на которые ответ "да или нет". Требовалось узнать что такое МПС.

Юзер не вполне точен, угадать нужно было присутствующего человека. "МПС" же действительно означало "мой правый сосед", в результате чего на вопрос, скажем, "это женщина?" один говорил "да", а другой -- "нет".

Легко видеть, что (издевательская) шутка основывается на двусмысленном понимании слова "человек", которое в одном случае понимается как индивидуум, а в другом как имя класса индивидуумов. Парадоксами такого рода занимался Бертран Рассел, создавший теорию Логических типов. Она толкует про члены, классы членов, а также о том, что никакой класс не может быть членом самого себя. Высказывание о классе имеет более высокий Логический тип, нежели высказывание о члене класса, и эти высказывания никогда не должны встречаться на одном уровне. В противном случае генерируется парадокс, аналогичный парадоксу Эпименида ("парадокс лжеца").

Несколько позднее другой выдающийся англичанин Грегори Бейтсон (биолог и кибернетик) показал, что сфера формальной логики и сфера психики несколько различаются в том смысле, что при некоторых дополнительных условиях парадоксальное обусловливание такого рода может привести у человеческого индивидуума к развитию шизофрении. Т.е. в основе шизофреногенного психического конфликта лежит что-то вроде парадокса Эпименида.

Бейтсон также был одним из первых, кто начал применять в психиатрии и особенно в анализе шизофреногенных систем (а шизофрения, как он показал, есть навязанное состояние) парадигмы Теории игр фон Неймана и Моргенштерна.

Все это захватывающе интересно и имеет самое прямое отношение к жизни в самом широком смысле слова. Самая главная книга Бейтсона "Шаги в направлении экологии разума" только что переиздана в расширенном варианте издательством УРСС.

Подробности здесь: http://cat4chat.narod.ru/steps-2005.htm