emdrone (emdrone) wrote,
emdrone
emdrone

Category:

Неолиберализм: история незамеченной революции (1)

.

Причин для этой заметки несколько.
Во-первых, ЖЖ-юзер _darkus_ составляет словарь политтерминов, и я хотел как-то связно (хотя и не так сухо, как нужно для словаря) собрать вместе разбросанные объяснения разных сторон одного явления.
Во-вторых, слишком часто приходится видеть верные представления об этом навалившемся на нас враге кусками, критику без понимания целого как одного связного явления.
В-третьих, смерть ельцина дает еще один повод вспомнить, что поселилось в России после так называемх реформ


1. В наших краях завелось чудовище

[--МУ--] "Это - Майкл Уоллес с телеинтервью в нашей галерее .. пёстрых личностей" ("colourful people") ... "..небольшое число интеллектуалов стало вовлечено в .. необычную философию, Рэндизм, острие которой направлено в самый корень жизни нашего общества" .... "если её учение укоренится, оно революционно перевернет нашу жизнь."
[--Айн Ранд--] "Во-первых, я не называю (философию) "рэндизмом", и мне не нравится такое название.
[--МУ--] (Уоллес снискодительно) хорошо, хорошо
[--АР--] Я её называю объективизмом, философией, основанной на объективной реальности.... Я - создатель морали нового типа, рациональной морали, которая не основана на лице (face)
[--МУ--](Уоллес, поправляет произношение) на вере (faith)
[--АР--] не на вере, не на эмоции, не на произвольных правилах
(у нее страшно быстро бегают глаза, с лица М.У, вкось-вниз-налево, вверх, на камеру - снова на МУ -- это заставляет зрителя напрягаться и почти ненавидеть говорящую, как человек с тиком заставляет зрителя зажиматься и испытывать весь дискомфорт неврастеника.
Это впечатление сгладится потом, когда она постареет и чем-то облагообразится, возможно, также станет обкатаннее перед камерой, но в этом, первом появлении её на телеэкране на её лицо смотреть почти непереносимо)

[--АР--] .. но на разуме. Аморальность -
(ловлю себя на мысли, что она поразительно уродлива, с глазами навыкате, зубами с щелью и квадратной, неженской челюстью)
[--АР--] .. то, что может быть доказано логикой, что может быть показано как верное и необходимое
[--МУ--] (снисходительно-помпезно): Хорошо..
[--АР--] могу я определить что такое мораль? это было лишь введение.. ... Мораль - то, что определяется разумом (она на самом деле повторяет цепочку почти тавтологий довольно долго) и что направлено на достижение человеком его собственного удовлетворения
[--М.У--] - могу я теперь вставить слово? (далее ссылается на ревью романа Айн Ранд, которое говорит, что) .. её книга направлена на то, чтобы разрушить все здания, на которых покоится наше общество - религию, государственно-регулируемый капитализм, правление по воле большинства, что вы презираете церкви и идею Бога. Это верно?
[--АР--] Да. Я согласна с фактами, но не с их оценкой. Если я бросаю вызов этим институтам, то потому что я бросаю вызов альтруизму.
[--М.У--] Вы не любите альтруизм, по которому мы живем, вы любите айн-рандистский эгоизм
[--АР--] "не люблю" - слишком мягкое слово. Я считаю это злом, и его предпосылка в том, что -еловек должен служить другим людям
[--МУ--] да, забота о ближнем, что мы как божьи дети должны нести ответственность о ближнем, что плохого в этой философии?
[--АР--] Это то, что делает человека жертвенным животным - что человек должен (повторяет формулу о заботе и ответственности)
Я скажу, что человек имеет право на собственное счастье, и что он обязан добиться его сам
[--МУ--] - но что плохого в том, чтобы человек возлюбил другого, Иисус Христос учит нас возлюбить другого - что в этом дурного? Почему такая любовь по-вашему аморальна?
[--АР--] Это аморально, если любовь к другому стоит выше любви к себе
[--М.У--] но в книге вы говорите об этом как о бизнес-сделке. РАзве любовь к ближнему не выше эгоизма?

(разговор переходит на пример мужей и жен):
...
[--М.У--] но разве так не должно быть - в конце дня муж будет считать, что он любит жену за то, что она делает ради и для него, а она - за то, что он сделает ей?
[--АР--] Оо, нет, вы меня не поняли. Это - да, сделка, но у каждой сделки есть свои условия. Мы должны любить не за то, что делаем друг другу, а за то, что другой человек достиг, за его достижения.
[--МУ--] ... но в нашем мире человек слаб - он недостоин?
[--АР--] к сожалению, да. Но в моей морали у него есть шанс добиться (успеха) и стать достойным

[--МУ--] давайте перейдем к другой теме. Как ваша философия соотносится с политикой? Одно из важнейших достижений этой страны - и я думаю большинство зрителей с мной согласятся - в том, что мы имеем социальные законы, основанные на том, что мы - помощники наших братьев-граждан. Что вы думаете о политических тенденциях США?
[--АР--] Ааа.. я думаю, что это ужасно, что вы вокруг себя видите разрушение, и что мы движемся к катастрофе - пока и если эта концепция социального государства не отменена и отброшена. Это именно те тенденции, которые приближают мир к катастрофе. Потому что мы движемся к полному коллективизму или социализму, системе, где каждый является рабом каждого.. И мы движемся туда исключительно из-за нашей альтруистической морали.
[--МУ--] да, но вы сказали "каждый раб каждого" - но мы пришли к этому демократически - свободные люди в свободной стране проголосовали за эти законы. Вы возражаете против демократического процесса?
[--АР--] Я возражаю против идеи, что люди могут голосовать о чем угодно. Первоначально идея была в том, что воля большинства преобладает только в публичных или политических вопросах, ... и я не верю, что большинство может голосовать о правах человека или об имуществе или о свободе. И я не верю, что если большинство проголосует по вопросу, это его подтвердит.
(....)
[--МУ--] Когда вы говорите "государство не имеет прав отбирать частную собственность", вы имеете в виду налоги. Т.е. вы считаете, что оно не имеет права на пособия по безработице, законы в случаях кризиса, ограничения на ренту при съеме жилья
[--АР--] Именно так. Я - за абсолютно свободную неограниченную законами экономику.

http://www.youtube.com/watch?v=k-pHxlwFgOc (часть 1)
http://www.youtube.com/watch?v=7wsr768hdk4 (часть 2)
http://www.youtube.com/watch?v=5poUSQ4L8pY (часть 3)




Перевод этот не полный (там еще почти две таких же части) и не дословный, с пропуском целых фраз, лишь бы показать как выглядело первое появлени "Айн Ранд" - урожденной Алисы Зиновьевны Розенбаум из Петербурга - на всеамериканском канале ТВ в 1959 году.

Многое удивляет в записи зрителя 2000х.

1. Во-первых, уровень разговора в 59м: сегодня сами темы морали поставлены цензурой вне дозволенных рамок, и ТВ-речь сильно оглуплена (dumbed down).
2. Во-вторых, поражает фанатизм российской еврейки, собственно образ Розенбаум неотличим от "большевички Розы из ЧК", с глазами навыкате, только здесь отстаивающей обратную, "рыночную" сторону дискурса, впрочем совершенно неизменны инварианты еврейских требований: полностью отказаться от морали, от совместного, от помощи другим, от единения общины - ради вывода человека нового, революционного типа.
3. Странно то, что, несмотря на веские, а по-сегодняшним меркам даже чересчур веские возражения, ведущий разумеется выполняет заказ по продвижению "новой доктрины": она вводится словами, показывающими её значительность; ведущий фальшиво удивляясь, чем так плох альтруизм, однако ни полслова не спорит с фанатичкой, но лишь подкидывает дальше вопросы с удивлением, которые позволят той подробнее рекламировать "новую мораль".
Много можно обнаружить "философов" с необычными взглядами, однако далеко не все они имеют выхода на национальное телевидение и помощь от одного из самых популярных ведущих talk-shows своего времени
4. Но, самое главное, что поражает зрителя в Америке 2000х - характеризация страны (США) ведущим как "государственно ограниченный капитализм", слова, которые сегодня могли бы быть произнесены маргиналом, которые подвергают сомнению государственный строй и отрицают всю внутреннюю политику последних десятилетий и потому - в условиях войны с террором - абсолютно непатриотичны. Сегодня такое описание страны (христианский в основе ограниченный государством к пользе населения капитализм), да еще и поданное as a mainstream point of view, как общеизвестный, бесспорный взгляд, было бы недопущено к ТВ-показу.

И наоборот, mainstream view стало то, что "пёстрая личность" с "необычной философией", направленной "против самых корней нашего общества" с безумным блеском в глазах выговаривала притворно сопротивляющемуся ведущему.

Впрочем, для русского слушателя, заклинания звучат еще ярче, и не только из-за смешного пересказа "рационального эгоизма" революционера Рахметова кривовато выдранного из книжки Чернышевского и налепленного на капиталистическое рыло, все мы в школе учили его вперемежку со снами Веры Павловны.
Гораздо хуже: они в совсем недавней памяти тех, кто пережил 90е и в них с отвращением угадываются шизоватые заклинания гайдароперестройщиков

Разумно сделать вывод, что в первом появлении Айн Ранд на телевидении мы видим рождение чего-то нового и огромного: растрескавшееся яичко, белая пленка, и маленькая игрушечная крокодилья головка с выпученными, не по размеру глазами: суча лапками и подламывая кусочки скорлупы, будущая рептилия выбирается на божий свет.




2. Мальчик-мажор

Начнем, однако, с предпоследней странности.
Википедия, как известно, знает все (хотя и сильно по-своему):
    (Alan Greenspan, February 2004)

    Алан Гринспан, американский экономист, 13й председатель совета директоров Федерального Резерва (авг 87 - март 2006), родился в еврейской семье в Вашингтонских Холмах (районе Нью-Йорка) в 1926 году. Он изучал игру на кларнете с 1943 по 1944 год и известен как великолепный игрок на саксофоне.
    Затем он посещал Университет Нью-Йорка, и в 1948м получил степень бакалавра по экономике (с отличием), а в 1950м - магистра. После УН-Й Гринспан обучался в Колумбийском Университете, желая глубоко изучть экономику, но бросил занятия.
    Намного позже, в 1977м (т.е. уже отбыв начальником экономических советников при президенте, у власти) он получил степень доктора экономики, хотя не писал диссертации обычной в таком случае. В 2005м (т.е. к уходу на пенсию) ему присвоена почетная степень Доктора Коммерческой Науки (??!!! - перев.) Университета Нью-Йорка, его четвертая степень из этого учреждения.
    С 1950го Гринспан начинает 20-летнее сотрудничество с прославленной писательницей и философом Айн Ранд. Он писал статьи для её публикаций и несколько эссе для книги Айн Ранд "Капитализм: Неизведанный Идеал"
    ...
    Между 1948м и 1953м Гринспан работал экономическим аналитиком в think-tank (стратегической организации планирования) под названием The Conference Board. С 55 по 87й Г. был Председателем и Президентом компании Townsend-Greenspan & Co., экономической консультационной фирмы в Нью-Йорке, 33-летняя работа прерывалась лишь с 74 по 77й госслужбой на посту Председателя Совета Экономических Ссоветников при президенте Форде.
    (и т.д. также - был координаторо Нксона по внутренней политики, ракже был корпоративным директором 7ми крупных компаний Aluminum Company of America (Alcoa); Automatic Data Processing, Inc.; Capital Cities/ABC, Inc.; General Foods, Inc.; J.P. Morgan & Co., Inc.; Morgan Guaranty Trust Company of New York; Mobil Corporation; and The Pittston Company.)

Итак, сын неупомянутых родителей, мальчик-мажор, в 22 года начинает трудовой путь во внутреней организации с бесцветным названием, занимающейся стратегическим планированием, только-только получив степень бакалавра и не доучившись даже до 5-летнего магистерского уровня. После 2х лет в стратегической мастерской великолепно играющий на саксофоне подмастерье "вдруг" начинает "20-летнее сотрудничество" с, как через 9 лет её охарактеризует Уоллес, "цветистой личностью" и пишет для нее статьи и эссе.
По официальной легенде Гринспан увлекается объективизмом и начинает посещать кружок, оказавший на него влияние, однако логичнее видеть, что дело обстоит с точностью до наоборот: член внутренней финансовой мафии по заданию планирующего будущее think-tank'а приступает к поддержке, активному созданию (ибо писал эссе сам) и раскручиванию новой идеологии, доктрины, по низведению сложившегося де-факто порядка ("ограниченный капитализм" и "христианская мораль", "альтруизм"), зачем-то совершенно банкирам необходимой.

Зачем? - чтобы найти ответ на вопрос, придется посмотреть назад и поговорить в терминах утраты и реставрации власти.





3. Утрата и Реставрация Власти

4. "Нео"-либерализм: идеальная модель

5. Нео-либерализм: противоречия идеальной модели

6. Нео-либерализм: столкновение с реальностью

7. Нео-либерализм: распространение по миру


(...продолжение набирается...)
Subscribe

  • Первое впечатление

    Как правило первые и эмоциональные впечтления бывают неверны, но всё же... ... обращение к нации Путина сегодня, 21 апреля 2021, вызвало у меня…

  • Современнае Абразаванийе

    .. или что такое cancel culture В связи с нынешними событиями по отключениям президентов - и первой волной ukaze Байдена, а также недавними…

  • Короткое замечание о главном

    В ленте увидел ссылку на пост против вчерашних демонстраций детей. Автор выдаёт кучу вопросов, дескать, а понимаете ли вы, что вы это делаете во…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments

  • Первое впечатление

    Как правило первые и эмоциональные впечтления бывают неверны, но всё же... ... обращение к нации Путина сегодня, 21 апреля 2021, вызвало у меня…

  • Современнае Абразаванийе

    .. или что такое cancel culture В связи с нынешними событиями по отключениям президентов - и первой волной ukaze Байдена, а также недавними…

  • Короткое замечание о главном

    В ленте увидел ссылку на пост против вчерашних демонстраций детей. Автор выдаёт кучу вопросов, дескать, а понимаете ли вы, что вы это делаете во…