emdrone (emdrone) wrote,
emdrone
emdrone

Category:

Прогулка (отрывок, Набоков)

-------------
Проваландав таким образом лето, родив, воспитав и разлюбив навеки дюжины две стихотворений, в ясный и прохладный день, в субботу (вечером будет собрание), он отправился за важной покупкой.[-- по-библейски свернутое время; переход к началу рассказа --] Опавшие листья лежали на панели не плоско, а коробясь, жухло, так что под каждым торчал синий уголок тени. Из своей пряничной, с леденцовыми оконцами, хибарки вышла старушка с метлой, в чистом переднике, с маленьким острым лицом и непомерно огромными ступнями. [ -- зрительное, герой это видит; заодно старушка превращена в сказочную -- ] Да, осень! Он шел весело, все было отлично: утро принесло письмо от матери, собиравшейся на Рождество его посетить,[ -- думает -- ] и сквозь распадавшуюся летнюю обувь он необыкновенно живо осязал землю, [ -- чувствует -- ] когда проходил по немощеной части, вдоль пустынных, отзывающих гарью, огородных участков между домов, обращенных к ним срезанной чернотой капитальных стен, и там, перед сквозными беседками, виднелась капуста, осыпанная стеклярусом крупных капель, и голубоватые стебли отцветших гвоздик, и подсолнухи, склонившие тяжелые морды.[ -- опять видит; морды подсолнухов - ! -- ] Он давно хотел как-нибудь выразить, что чувство России у него в ногах, что он мог бы пятками ощупать и узнать ее всю, как слепой ладонями. [ -- думает -- ] И жалко было, когда окончилась полоса жирноватой коричневой земли [ -- видит -- ], и пришлось опять шагать по звонким тротуарам [ -- слышит; возвращение в "сейчас" -- ].
[ -- далее скачок, следует покупка: -- ]
Молодая женщина в черном платье, с блестящим лбом и быстрыми рассеянными глазами, в восьмой раз села у его ног, боком на табуретку, [ -- читатель видит со стороны, как видел сцену сам г.-ч.;замечательная фигура умолчания - "в восьмой раз" -- ] проворно вынула из шелестнувшей [ -- слышит -- ] внутренности картонки узкий башмак, с легким скрипом [ -- слышит -- ] размяла, сильно расправив локти, его края, быстро разобрала завязки, взглянув мельком в сторону, и затем, достав из лона рожок [ -- видит -- ], обратилась к большой, застенчивой, плохо заштопанной ноге Федора Константиновича [ -- застенчивая нога - типовое сжатие риторической фигурой -- ]. Нога чудом вошла, но войдя совершенно ослепла [ -- нога ослепла - персонификация -- ]: шевеление пальцев внутри никак не отражалось на внешней глади тесной черной кожи. Продавщица с феноменальной скоростью завязала концы шнурка -- и тронула носок башмака двумя пальцами. "Как раз!" -- сказала она. "Новые всегда немножко..." -- продолжала она поспешно, вскинув карие глаза. -- "Конечно, если хотите, можно подложить косок под пятку. Но они -- как раз, убедитесь сами!" И она повела его к рентгеноскопу, показала, куда поставить ногу. Взглянув в оконце вниз, он увидел на светлом фоне свои собственные, темные, аккуратно-раздельно лежавшие суставчики. Вот этим я ступлю на брег с парома Харона [ -- !! -- ]. Обув и левый башмак, он прогулялся взад и вперед по ковру, косясь на щиколодное зеркало, где отражался его похорошевший шаг и на десять лет постаревшая штанина [ -- !! - перестановка -- ]. "Да, -- хорошо", -- сказал он малодушно [ -- !! -- ]. В детстве царапали крючком блестящую черную подошву, чтобы не было скользко [ -- воспоминание -- ]. Он унес их на урок подмышкой, вернулся домой, поужинал, надел их, опасливо ими любуясь, и пошел на собрание. [ -- возвращение к третьему лицу всевидящего нейтрального рассказчика; круг начатый в первом предложении упоминанием собрания, замкнут -- ]
Как будто, пожалуй, и ничего, -- для мучительного начала.
---------------end of quote---------------

Приведенная прогулка пера литературной знаменитости становится воссозданием, а не описанием чувств и ощушений, вперемежку с воспоминаниями и размышлениями, которые несколько раз как матрешки вставлены в рамку повествования от 3 лица - имеющего в свою очередь круговую структуру:
нам намекнули на собрание; мы провалились в переживание человека, идущего на собрание, потом в воспоминания, потом вынырнули - и снова уперлись в собрание, которое замкнуло отрывок и заставило читателя очнуться, напомнив, где он на самом деле находится.

Занятно, что ряд похожих отступлений с возвращениями использовал Бах. В одном примере построения контрапункта слушатель, кажется, забывает начальную тональность, но разрешение в нее в финале создает сильнейшее эстетическое переживание

Самая главная черта такой прозы - ее плотность (плотность сказанного на единицу текста). Можно писать "обычно" несколько страниц, а затем ужимать с помощью риторики.
Subscribe

  • Современнае Абразаванийе

    .. или что такое cancel culture В связи с нынешними событиями по отключениям президентов - и первой волной ukaze Байдена, а также недавними…

  • Короткое замечание о главном

    В ленте увидел ссылку на пост против вчерашних демонстраций детей. Автор выдаёт кучу вопросов, дескать, а понимаете ли вы, что вы это делаете во…

  • Новые Люди и Война Полов

    Американский сайт, answers.yahoo.com (т.е. ответы на вопросы) Текст и перевод (не буду снимок экрана сюда вставлять, просто перенабираю текст):…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments